Как снизить риск попадания в аварию?

Простая психология

Любой из нас, будучи как опытным водителем, так и не очень, считает, что разговаривая по телефону, пробегая интернет новости в электронном устройстве или разговаривая с друзьями за рулем, способен сохранять достаточный уровень концентрации на дороге. Однако это заблуждение! И оно может привести к весьма печальным и даже трагичным последствиям. Существуют научно доказанные факты опровергающие данное заблуждение. Одним из таких фактов является особенность человеческого глаза, описанная в книге Ж. Годфруа «Что такое психология», том 1. Дело в том, что наш глаз способен воспринимать четко только область размером с пятирублевую монету, все что дальше мы видим размыто, а то что находится сбоку остается черно-белым.

В это сложно поверить, каждый из вас сейчас скажет что это не так и что он видит всю картину вокруг себя целиком. Подобное ощущение достигается за счет особенности глаза двигаться с огромной скоростью и создавать своего рода 3d модель окружающего мира.

Вот картинка, на которой, с помощью специального оборудования показано как наш глаз воспринимает информацию. Зоны отмеченные более насыщенным цветом означают что взгляд задержался на данных участках чуть дольше, чем на тех, которые отмечены менее насыщенным цветом.

Таким образом мы видим не единую картинку, которую как нам кажется мы должны увидеть, а множество разрозненных пятен, диаметр которых размером с пятирублевую монету.

Не отвлекайтесь!

Вам, наверное, интересно, зачем в этой статье приведена история с монеткой. На самом деле все просто: наше внимание, так же как и глаза, не может концентрироваться на всем одновременно. Конечно, мы снова утверждаем что вполне способны разговаривать по телефону, поворачиваться назад чтобы успокоить ребенка или пошутить с друзьями и при этом внимательно вести машину. Отчасти соглашусь с этим утверждением, но насколько мы внимательны в такие моменты?! Тут возникает резонный вопрос в защиту мобильного телефона: «А как же использование гарнитуры для разговора по громкой связи, в чем опасность?». Безусловно при этом мы не отрываем руки от руля и не смотрим на дисплей телефона, но можно увлечься разговором так сильно, что пусть даже на секунду отвлечься от дороги.

Наверняка у каждого из вас была такая ситуация, когда по телефону друг или подруга интересуются, будете ли вы в городе на следующей неделе в четверг, или как называется ресторан в котором вы в прошлом году случайно встретили шефа, или как звали вашу учительницу по химии в 9 классе.

Уверена, большинству из вас потребуется какое-то время и определенная концентрация чтобы вспомнить ответ на подобный вопрос. Как раз в этот самый момент, когда вы напрягаете память, чтобы вспомнить нужные детали — и это вполне заметно со стороны, так как многим из нас свойственна определенная мимика и жесты в таких случаях:

  • кто-то прищуриваются,
  • кто-то закатывает глаза,
  • кто-то чешет затылок и т.д.

Результат один — теряется концентрация на дороге. Да, безусловно, мы вполне способны управлять автомобилем в этот момент, но только пока нет никаких неожиданностей. А как мы все знаем, аварии случаются именно в том момент, когда происходит что-то непредвиденное для участников движения, будь то резко затормозившая машина, выбежавший ребенок, собака или велосипедист. И вот тут как раз уровня концентрации может оказаться недостаточно для предотвращения аварии!

Экономим молча

Согласно последним исследованиям проведённые в США Техасским институтом транспорта, скорость реакции водителя за рулем, отвлечённого разговором по телефону, едой, питьем и т.д., увеличивается вдвое. Таким образом, при внимательном вождении, реакция на непредвиденную ситуацию на дороге составляет 1-2 секунды, а при любом виде отвлечения — 3-4 секунды. Для наглядности, давайте разберем пример:

Разрешенная скорость водителя по городу 60 км/ч, получается что за 1 секунду мы проезжаем приблизительно 17 метров, а, следовательно, расстояние, которое мы преодолеваем до момента принятия каких либо мер увеличивается с 17-34 м до 51-68 м.

Если представить что мы пытаемся избежать столкновения или наезда, то данный факт в большинстве случаев приведет к неизбежности наступления аварийного случая, т.е. к разбитому автомобилю и, возможно, человеческим жертвам. В результате вы понесете не только физические и финансовые потери связанные с восстановлением автомобиля и лечением пострадавших, но так же зарекомендуете себя как неблагонадежный водитель. А этот факт приведет вас к дополнительным финансовым потерям, которые придется понести при оформление новой страховки на свой автомобиль. Так как «неблагонадёжность» лишает водителя возможности получить различные скидки, которые предоставляют большинство страховых компаний при расчете страховых тарифов. В США, например, если водителю выписывают штраф за использование мобильного телефона за рулём во время движения, что считается самым опасным видом отвлечения, это мгновенно отражается на его страховых выплатах.

Статистика: цифры предупреждают!

Возвращаясь к данным исследований Техасского институт транспорта, водители, использующие телефон за рулем, более чем в 11 раз чаще проезжают на мигающий сигнал светофора, а так же хуже соблюдают разметку и поддерживают постоянную скорость. Федеральные статистические данные США свидетельствуют о том, что 20 процентов всех аварий со смертельным исходом происходят именно из-за разговора за рулём. Для наглядной иллюстрации всей масштабности проблемы, исследователи обращают внимание на две цифры: согласно анализу, в США ежедневно отправляется 5 млрд. текстовых сообщений и порядка 20 процентов из них отправляется водителями во время движения.

Безусловно мобильные телефоны играют важную роль в современном обществе. Тем не менее, удобства к которым мы привыкли используя телефон повсеместно, должны соизмеряться с опасностью, которой мы подвергаем себя и окружающих используя его за рулем. Не смотря на то, что в ряде стран в том числе и России, использования телефона за рулем, без гарнитуры для разговора по громкой связи, запрещено, статистика жертв попавших в ДТП по причине отвлеченности за рулем пугает. Согласно отчету, опубликованному в декабре 2011 года департаментом транспорта США, за 2010 год насчитывалось 3092 жертвы попавшие в ДТП по причине рассеянного внимания водителя на дороге, а за 2009 год это число составило 5474 человека. Подобная статистика не может не пугать. Но отказаться от использования различных девайсов за рулем, исходя из вышеперечисленных фактов, нам весьма сложно!

Выбирайте безопасные технологии

Однако новые технологии не стоят на месте. Ряд компаний, выпускающих мобильные телефоны, рассматривают вопрос о разработке возможности, которая не позволит людям принимать звонки и текстовые сообщения во время движения. Данная технология предназначена для устранения опасного отвлечения от дороги, при помощи временного ограничения сервиса обслуживания мобильного телефона, чтобы люди не могли отвечать на телефон за рулем. Одна компания уже представила сервис, который автоматически отключает сигнал звонка и оповещения и направляет их на голосовую почту, когда телефон находится в движущемся автомобиле. Не смотря на то что некоторые сторонники безопасности за рулем считают что пока неясно, будет ли полезна данная технология потребителю и будет ли она эффективна, работодатели все чаще и чаще запрещают сотрудникам использовать мобильные телефоны за рулем в рабочее время.

«Exxon Mobil Corp» и «Shell» примеры крупных компаний, которые запретили сотрудникам использование мобильных телефонов во время вождения в рабочее время. Подобные меры были приняты после ряда прецедентов, когда компаниям приходилось выплачивать компенсации за своих сотрудников, попавших в аварию разговаривая по мобильному телефону во время управления служебным автомобилем в рабочее время. Ярким примером такого случая является решение суда, принятое в декабре 2007 года, когда компании «International Paper» пришлось выплатить компенсацию в размере $5,2 млн. женщине из Джорджии, на которую был совершен наезд сотрудником компании. В момент аварии, сотрудник ехал за рулем служебного автомобиля и обсуждал рабочие вопросы с оператором компании по мобильному телефону. Выплата компенсации была произведена, даже не смотря на то что сотрудник нарушил политику компании, требующую использование гарнитуры для громкой связи во время вождения.

Во избежание подобных случаев, Калифорнийская Ассоциация работодателей рекомендует разработать и внедрить меру, которая будет требовать от сотрудника припарковать автомобиль, прежде чем ответить на мобильный телефон в рабочее время.

Повод задуматься

Но не смотря на все меры, которыми пытаются минимизировать количество факторов отвлекающих водителя от дороги, исследования опубликованные в апреле 2012 года, доказывают что пока, к сожалению, это бесполезно. Онлайн опрос почти 900 водителей опубликованный в США в декабре 2011 года показал, что использование мобильных интернет сервисов, резко возросло за последние два года. Что касается водителей в возрасте от 18 до 29 лет, использование Интернета в сотовом телефоне во время вождения увеличилась с 29% в 2009 году до 43% в 2011 году, чтение социальных сетей во время вождения увеличилась с 21% до 37 % за тот же период, а также обновление социальной сети и электронной почты, во время вождения, увеличилась с 20% до 33%.

Тем не менее, в 2011 году только 64% подтвердили что переписываются во время вождения, по сравнению с 71% в 2009 году. А в ходе опроса, проведенного в 2012 году исследовательской компанией «Harris Interactive» только 43% водителей 16 — 17 лет, ответили что никогда не переписывались во время вождения, тот же процент опрошенных был и два года назад. Переписка за рулем весьма распространённое занятие, хотя 76% подростков в возрасте от 14 до 17 лет считают, что автомобилисты рискуют своей жизнью, обмениваясь текстовыми сообщениями во время вождения, а 93% считают, что авария неизбежна среди водителей, которые переписываются за рулем, процент те кто переписывается составляет 57.

Таким образом, с одной стороны, мы признаем и понимаем на сколько опасно использование телефона за рулем, а с другой, не можем отказаться от тех удобств, которые получаем в результате использования мобильных устройств повсеместно. Исходя из всего вышеперечисленного, вывод может быть один: если вы хотите избежать аварии — не позволяйте себе отвлекаться за рулем!

Также читайте на нашем сайте материал: «Как стать страховым агентом — инструкция».